Различение звуков
См. также:
Различение или дифференциация звуков – это способность отличать звуки, которые очень похожи по произношению.
Зачем это нужно? Чтобы ребёнок не заменял правильные звуки на неправильные как в устной, так и в письменной речи.
Отсутствие навыков дифференциации окажет сильное влияние на будущую грамотность ученика – он будет писать звуки так, как они слышатся.
И если слышатся неверно, то и в письменной речи возникнут ошибки.
Вы заметили, что ребёнок умеет правильно произносить звуки, но вместо них заменяет другими – похожими по звучанию? Значит, пора начинать работу с логопедом.
Особенно тщательно специалисты следят за различением фонетически близких звуков: б – п, д – т, г – к, ч – щ, з – с, с – ш, ж – ш, ч – т, ц – с, л – р.
Как работать с дифференциацией звуков
Логопедические занятия в этом направлении можно разделить на несколько этапов:
- предварительная подготовка каждого звука, который смешивается в слухе конкретного ученика
- различение изолированных звуков
- различение звуков в словах
- различение звуков во фразовой речи
Пример смешивания звуков
Для лучшего понимания приведём в пример мальчика Сашу. Он представляется как "Саса" или "Шаша".
Несмотря на то, что Саша знает и умеет произносить правильные звуки своего имени, он называет их иначе. Просто потому, что не научился дифференцировать – путает, смешивает и не различает на слух.
Специалист делает вывод, что у ребёнка снижено фонематическое восприятие и начинает работы по узнаванию и дифференциации звуков с – ш.
Коррекция пройдёт уверенно, и родители увидят результат, при систематичных занятиях. Рекомендуется заниматься в игровой форме – так ребёнку будет интересно и приятно посещать специалиста. А также не пренебрегать домашними заданиями, выполняя все задачи логопеда.
Чтобы определить лечение, вам нужно обратиться к доктору. Выберите и запишитесь к доктору из нашего рейтинга ниже.