Нарушения письменной речи
См. также:
Навык письма имеет огромную значимость для социализации ребёнка. Без этих умений у школьника могут возникнуть серьёзные сложности в процессе обучения усвоения предметов.
В логопедии существует термин "дисграфия" – частичное расстройство процесса письма. Это – повторяющиеся ошибки, которые вызваны тем, что некоторые психические функции не сформировались в организме ребёнка. Или, напротив, начали распадаться.
Ребёнок постоянно делает стойкие систематические ошибки в процессе письма, они повторяются и не исчезают даже после объяснений.
Важно отметить, что самостоятельно проблема не решится. Чтобы исправить ситуацию, потребуются комплексные занятия.
Причины
Владение письменной речью тесно связано с прочими умениями ребёнка. В частности с сформированностью всех аспектов устной речи. Сюда входят: звукопроизношение, лексико-грамматические особенности речи, восприятие на слух, навыки связной речи.
В основе развития дисграфии могут лежать органические или социально-психологические факторы.
- Органические – недоразвитие или поражение головного мозга ребёнка, вызвавшее истощение нервной системы. Может происходить как внутриутробно, так и в процессе родов и младенческого возраста.
- Социально-психологические – двуязычие в семье, дефицит речевых контактов, неправильная или нечёткая речь ближнего окружения, раннее обучение ребёнка грамоте без отсутствия психологической готовности.
Диагностика
Чтобы определить наличие сбоев письменной речи, а также исключить проблемы со зрением и слухом, которые могут привести к нарушениям письма, потребуются консультации узких специалистов:
- невролог
- офтальмолог
- отоларинголог
- логопед
Обследование происходит следующим образом:
- изучение и анализ письма ребёнка
- изучение общего и речевого развития
- консультации специалистов (ЦНС, слух, зрение)
- изучение строения артикуляционного аппарата
- определение ведущей руки, изучение моторики
- оценка звукопроизношения
Как корректировать нарушения письменной речи
- работа с языковым синтезом и звуковым анализом на уровне: слог-слово-предложение-текст
- развитие зрительного и слухового восприятия
- улучшение памяти и концентрации внимания
- обучение составлению связных речевых конструкций
- улучшение зрительной памяти
- развитие мелкой моторики рук
- наполнение речевого запаса
Как не допустить появления дисграфии?
Профилактика нарушений письменной речи – важнейший момент, который может исключить появление этих сложностей в будущем.
- беречь здоровье матери во время беременности (как физическое, так и психологическое)
- контролировать возможные патологии в процессе развития плода
- исключить осложнения и предупредить травмы при родах
- снизить инфекционную заболеваемость новорождённого (вакцинация, кормление грудью, соблюдение режима, сон, прогулки)
- мониторить развитие речи и соответствие календарю навыков, чтобы выявить нарушения на ранней стадии
- заниматься с ребёнком развитием мелкой моторики и речевых навыков
Чтобы определить лечение, вам нужно обратиться к доктору. Выберите и запишитесь к доктору из нашего рейтинга ниже.